Стивен Спилберг: миллиардер юрского периода

По версии журнала Forbes Стивен Спилберг уже почти десять лет входит в список самых богатых знаменитостей Голливуда. На сегодняшний день его состояние оценивается примерно в четыре миллиарда долларов — таким образом, он уступает лишь одному человеку из всей голливудской тусовки, а именно своему давнему другу Джорджу Лукасу. Однако есть между ними некоторая разница: Лукас сделал миллиарды за счёт продажи своей студии «Диснею», Спилберг же имеет и миллиарды, и собственную студию DreamWorks, к тому же он стал миллиардером значительно раньше.

Впрочем, на «Звёздных войнах» Стивен тоже неплохо заработал, хотя и не имел к их созданию никакого отношения. В 1977 году двое приятелей работали над разными картинами: один снимал Star Wars, другой — «Близкие контакты третьей степени». Лукас, как и «XX век Фокс», сомневался в успешности своего фильма и считал, что именно «Близкие контакты» станут настоящим прорывом индустрии. Собственно, поэтому он и предложил Спилбергу товарищеский договор, по которому оба режиссёра жертвовали друг другу 2,5 % своих доходов от проката. В итоге Srar Wars собрал 775 миллионов долларов, обогнав «Близкие контакты» более чем в два раза.

«Тысячелетний сокол» и другие легендарные космические корабли

Детство и дебют

Стивен родился в семье пианистки и разработчика серии ранних компьютеров GE-200. Увлечение киносъёмкой началось со случайности. В начальной школе он вступил в ряды бойскаутов (это по сути аналог наших пионеров), вожатый дал задание сделать серию фотографий, за что обещал выписать благодарность. Фотоаппарат, лежавший дома, оказался неисправен, зато отыскалась восьмимиллиметровая кинокамера, на которую и был снят первый фильм Спилберга. Оригинал записи не сохранился, но по словам маэстро, это была короткометражная картина в жанре вестерна.

Процесс съёмки настолько увлёк ребёнка, что он стал привлекать актёров для следующих фильмов — ими выступали родители и друзья. Вместо крови использовался томатный сок, а вместо дорогостоящих декораций — небольшая железная дорога и другие игрушки. После окончания съёмок все приглашались на просмотр, но это удовольствие стоило 25 центов. Кроме того, Стивен подключил к своей зарождающейся киноимперии и младшую сестру, которая продавала попкорн перед началом «сеанса».

В 13 лет на местном конкурсе любительских фильмов в Фениксе Стивен Спилберг получает свою первую награду. Картина называлась «Побег в никуда» — можешь оценить трейлер.

Школу Стивен заканчивал уже в Калифорнии, куда переехал с отцом после развода родителей. Там же он дважды пытался поступить в Университет Южной Калифорнии на факультет театрального и киноискусства и дважды получал отказ с формулировкой «не имеет таланта». Устроившись на работу в Universal Studios, Спилберг выполнял широкий перечень задач — от помощи при монтаже до участия в массовках. Платили копейки, но это работа давала возможность познакомиться с нужными людьми, влиться в звёздную тусовку.

В 1968-м это наконец произошло: найдя финансирование, Стивен Спилберг снял свой первый профессиональный, но всё ещё короткометражный фильм «Эмблин». Картину увидел вице-президент Universal Studios, после чего вручил Стивену долгосрочный контракт на работу с телесериалами. В 1975 году мир увидит фильм «Челюсти» про огромную акулу — его называют первым блокбастером в американском кино. Картина заработает невероятные по тем временам 470 миллионов долларов и заберёт три премии «Оскар».

7 фильмов из 70-х, которые отлично смотрятся даже сейчас

20 фильмов и 10 миллиардов

В 1981 году Спилберг организовал собственную студию под названием Amblin Entertainment в память о своём первом успешном фильме, давшем ему путёвку в жизнь. Уже через год студия снимет культовый E. T. — фильм о дружбе мальчика с инопланетянином. Картина оказалась настолько успешной, что стала символом студии. Все мы видели этот летящий на фоне Луны велосипед.

Всего двадцать самых кассовых фильмов Стивена собрали в прокате более десяти миллиардов долларов, и это абсолютный режиссёрский рекорд всех времён. Впрочем, здесь нет ничего удивительного, ведь что ни фильм от маэстро Спилберга, то шедевр с кучей наград и огромными сборами.

Самой значимой франшизой, наверное, остаётся «Парк юрского периода». Первая часть собрала более 900 миллионов в мировом прокате, а это, на минуточку, был 1993 год. Сам Стивен называет любимой своей франшизой «Индиану Джонса»: по его признанию, работая над ней, он получает настоящее удовольствие. Охотно верится, ведь даже четвёртая часть, вышедшая с большим перерывом, оказалась вполне неплоха: не скатилась в тотальную идиотию и сохранила дух оригинальной трилогии.

Кроме перечисленных гигантов киноиндустрии без труда можно назвать ещё десяток не менее эпичных картин. «Спасти рядового Райана», снятый в 1998-м, остаётся одним из лучших фильмов о Второй мировой до сих пор. «Список Шиндлера» — семь премий «Оскар» и ещё два десятка международных наград. «Искусственный разум», для которого Стивен ещё и сам сценарий написал; «Линкольн» — полностью разговорный фильм о политике, от просмотра которого буквально не оторваться; «Война миров» — фантастический фильм нового времени, но с потрясающими декорациями, стоивший более ста миллионов долларов и окупившийся более чем в пять раз. «Поймай меня, если сможешь» — картина, основанная на реальной биографии Фрэнка Уильяма Абигнейла, добавляющая в сюжет выдуманные детали, которые сам Фрэнк только похвалил и признал такой вымысел вполне справедливым.

Если же считать и те фильмы, где Спилберг выступал не режиссёром, а продюсером, то и вовсе никаких пальцев на руках и ногах не хватит. «Гремлины», «Назад в будущее», «Люди в чёрном»… Наконец, «Смерч» — вероятно, первый масштабный фильм-катастрофа, давший дыхание целому жанру. Сюда же добавляем «Трансформеров» и великолепный мультфильм «Земля до начала времён».

Если за работу берётся Стивен Спилберг, то у картины всего два варианта: она может стать просто великолепным фильмом либо великолепным фильмом с невероятными сборами.

5 кинофраншиз, которые мы любили, а теперь ненавидим

DreamWorks

В своё время Спилберг отказался от работы с «Гарри Поттером» и «Человеком-пауком», о чём совершенно не сожалеет. Учитывая прозорливость Стивена (вспомни эпизод со «Звёздными войнами»), естественно, он понимал, что картины окажутся успешными, однако не видел в них личного вызова. Проще говоря, он полагал, что эти фильмы может снять любой нормальный режиссёр — такой сценарий трудно чем-то испортить.

По признанию Стивена, некоторые его картины так и снимались — исключительно с целью подзаработать. Одним из таких фильмов было «Особое мнение»: имелся отличный каст, высокий бюджет и неплохой сценарий. Лёгкие деньги, однако без удовлетворения от проделанной работы.

Для разнообразия возможных вызовов деятельность студии DreamWorks расширилась в середине 90-х — появилось отделение DreamWorks Interactive, разрабатывавшее компьютерные игры. Пройдя пробу пера на относительно небольших проектах, в 1998 году студия выпускает Jurassic Park: Trespasser. Скорее всего, ты никогда не видел эту игру, так как, по мнению некоторых критиков, она заслужила титул «Провал года». Из названия следует, что игра имеет тесную связь с фильмами о динозаврах — казалось бы, что может пойти не так, тем более после выхода вполне неплохих игр на игровых консолях.

Вот небольшая демонстрация возможностей игры:

Проблема в куче багов, в низкой производительности — проще говоря, в недостаточности опыта разработчиков, которые стремились сделать нечто невероятное, опережающее своё время. Серьёзно, можешь взглянуть снова на первые несколько секунд — видно, что это огромный открытый мир. Все модели полностью трёхмерные, и с ними можно взаимодействовать. Кроме того, в игре присутствует физика — это за шесть лет до выхода Half-Life 2.

Получив разгромную критику, студия взялась за новую работу, и следующей игрой стала Medal of Honor. Что тут сказать — действительно культовое творение, ставшее на несколько лет олицетворением жанра шутеров о Второй мировой войне. Эта игра уже получила множество настоящих премий и даже благодарность Союза ветеранов США. Потом вышла не менее эпичная вторая часть — и у Electronic Arts сдали нервы. Когда такое происходит, они просто покупают студию, сколько бы она ни стоила. Сделка произошла в 2002 году — игровое подразделение DreamWorks Interactive перешло в собственность E.A. В том же году Стивен Спилберг попал в список журнала Forbes как первый миллиардер Голливуда.

Гейб Ньюэлл: миллиардер, которого мы любим за Half-Life и ненавидим за это же